РИДу требуется мифолог
Создана: 21 Февраля 2010 Вск 0:06:27.
Раздел: "Религия, мистика, непознанное"
Сообщений в теме: 60, просмотров: 14988
-
Общественному объединению "Российский институт драконологии" (г. Омск) требуется специалист по мифологии (возможно, студент-культуролог) для исследовательской работы на тему "дракон в мифологии различных народов мира". Высшее образование приветствуется, основное требование - интерес к изучению драконов. Сотрудничество основано на личном интересе, возможно использование работы в качестве курсовой/дипломной.
Контактную информацию предоставлю в личку. -
1. Выяснить историю академического исследования змея-дракона (= какой объём работ уже был проделан, какие аспекты затронуты).
2. Выяснить сходство/различие змея и дракона, происхождение собственно дракона и его дальнейшую историю в связке или в отделении от змея.
Первое служит для систематизации уже накопленных знаний и понимания, в каком направлении нужно двигаться, чтобы придти к более глобальной цели. Второе отвечает на вопрос "что такое дракон" и даёт ключи к современному образу и ряду других вопросов.
Это тема не для обсуждения драконов, а для набора сотрудников. Просьба унести обратно, иначе тут всё зафлудят. Sh-a-d уже подаёт пример. -
[quote="Alister LittleDrakon"] А что, в инете посмотреть просто - не судьба??? А сотрудник-то - в штат, и с постоянным окладом, и жилье предоставляется, ага?
"Закономерным следствием процесса деградации сознания является потеря человеком способности к полноценному восприятию и толкованию языка символов, характерного для традиционных инициатических текстов.
Перефразируя Рене Шваллера де Любича, можно сказать, что отсутствие соответствующего перевода делает эти легенды в наших глазах скорее бессмыслицей, чем рассказом, создающим образы, доступные пониманию, и, в конечном итоге, общезначимые.
Это тем более важно, что символы служат ключом к пониманию истинной природы происходящего как вокруг нас, так и непосредственно с нами. Именно на основании этих, недоступных для профанического сознания реалий, строится адекватная система мировоззрения и исходящая из нее система целеполагания, - как для отдельного человека, так и для социума в целом. Игнорирование, или же (что еще более пагубно) искажение данных реалий неизбежно ведет к деформации и нарастанию деструктивного момента.
Согласно совместному исследованию профессоров истории науки Массачусетсского технологического института Джорджио де Сантильяны и Франкфуртского университета Герты фон Дехенд, опубликованному в 1969 году, под названием 'Мельница Гамлета', древние мифы не только описывают общий опыт, но и делают это общим символическим языком. '...универсальность является хорошим тестом, особенно в сочетании с четким замыслом. Когда что-то, найденное, скажем, в Китае, обнаруживается также в вавилонских астрологических текстах, это можно признать относящимся к делу, если фигурирует комплекс необычных персонажей, про которых никто не сможет сказать, что они - результат независимого спонтанного творчества. Возьмем, скажем, происхождение музыки. Орфей и его душераздирающая смерть могут быть поэтическим творением, рожденным независимо в разных местах. Однако если с персонажей, которые не играют на лире, а дуют в трубы, сдирают кожу живьем по разным абсурдным причинам и их прискорбный конец воспроизводится на разных континентах, то мы чувствуем, что здесь что-то есть, потому что эти истории лишены внутренней логики. И когда волынщик Пайд просматривается и в германском мифе о Гаммельне, и в Мексике задолго до Колумба, и все время связан с общими атрибутами типа красного цвета, это вряд ли может быть простым совпадением... Подобно этому, если числа вроде 108 или 9х13 появляются в разных вариантах то в Ведах, то в храмах Ангкора, в Вавилоне, в неясном бормотании Гераклита и в норвежской Валгалле, это уже не случайность...'
Один из подобных образов, фигурирующий в подавляющем большинстве традиционных мифологических и сказочных сюжетов, является предметом предлагаемого ниже исследования.
К вопросу о контактах
В.Я. Пропп - писал: '...есть категория работ, в которых фигура змея рассматривается как реминисценция о некогда существовавших доисторических животных. Эти работы уже потому ошибочны, что, как это установлено совершенно точно, человек появился на земном шаре уже после того, как эти животные вымерли.'
Имеющийся фактологический материал позволяет предполагать кардинально иное положение дел.
Обратимся к совместной работе кандидата геолого-минералогических наук Р. Фурдуя и киевского инженера Г. Бурганского: 'В 1945 году мексиканский торговец Вальдемар Джульсруд, проезжая верхом в окрестностях города Акамбаро, увидел место, где сильные дожди размыли почву и обнажили какие-то глиняные изделия. Увлеченный собиратель древностей, он прихватил с собой одну из найденных фигурок, а позднее, наняв местного гончара : поручил [ему] собрать все, что удастся. Находка оказалась необыкновенно богатым собранием глиняных изделий и фигурок. К 1952 году Джульсруд собрал их более тридцати тысяч. Все статуэтки - некоторые достигали метровой высоты - были вылеплены из обожженной глины. Изображали они как людей, так и животных, причем среди них не было повторений. В преобладающем большинстве статуэтки изображали животных, неизвестных науке или... давно вымерших. В том числе динозавров, плезиозавров, бронтозавров. Кандидат исторических наук Г. Буслаев, комментируя статью французского исследователя Рональда Виллиса, не исключил возможность подделки коллекции Джульсруда. Однако в 1972 году три глиняные фигурки были обследованы в лаборатории Пенсильванского музея с помощью термолюминесцентного метода. 'Мы были столь ошарашены неожиданно древним возрастом этих фигурок, - пишет руководитель лаборатории Р. Фрелих, - что Марк Ган решил собственноручно проделать по 18 проб с каждой из фигурок, а это уже очень серьезный тест. Все три фигурки дали одну и ту же дату: 2500 лет до н.э. Лаборатория сочла возможным распространить эту датировку на всю коллекцию Джульсруда'. Кроме того, занимавшийся изучением находок профессор Хэпгуд установил, что подобные статуэтки обнаружены не только в Акамбаро. Идентичные фигурки предлагали туристам жители местечка Сан Мигель Альенде неподалеку от Акамбаро. Находили они фигурки в пирамидах, расположенных в этой местности.
Аналогичные изображения давно вымерших животных - динозавров, бронтозавров, брахиозавров и других - имеются и на т.н. 'черных камнях Ики'. Их первооткрывателя перуанского хирурга Луиса Кабреру, собравшего более 15 тысяч 'черных камней', конечно, тоже обвинили в фальсификации. Но проведенные исследования как будто доказывают подлинность рисунков. Более того, еще в 1926 году о 'черных камнях Ики' писал монах-иезуит Педро Симон. А спустя некоторое время стало известно, что перуанские археологи располагали первыми из них еще в XIX веке.
Аналогичные изображения вымерших животных на Воротах Солнца в Тиауанако описывает Г. Хэнкок: в своей книге: 'На третьей колонне справа (и на третьей слева, но не так четко) мне удалось разглядеть довольно отчетливое изображение головы слона с ушами, клыками и хоботом. Это явилось неожиданностью, поскольку в Новом Свете слоны не обитают. Однако обитали в доисторические времена, как я узнал позднее. Особенно много их было в южных Андах, до того, как они внезапно вымерли около 10000 лет до н.э. Это были представители вида Cuvieronius, похожие на 'слонов', изображенных на Вратах Солнца... Среди сонма стилизованных фигур животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить и другие вымершие виды. Мне было известно, что исследователи уверенно идентифицировали один из них, как токсодона, трехпалое млекопитающее, жившее в воде и на суше, длиной около 2,7 м. и высотой в холке 1,5 м.; внешне он выглядел как укороченный и коротконогий гибрид носорога и бегемота. Подобно виду Cuvieronius токсодоны были весьма распространены в Южной Америке 1,6 млн. лет назад и вымерли около 12000 лет назад... Другими исчезнувшими видами, чьи изображения обнаружены, являются четвероногие животные Shelidoterium и Macrauchenia, которые несколько крупнее современной лошади, с трехпалой ногой (вспомним, что лошадь была завезена в Америку лишь после открытия материка Колумбом, вариант же американской лошади вымер 150-200 тыс. лет тому назад)... В каком-то смысле Тиауанако представляет собой нечто вроде альбома с изображениями вымерших животных, постарше додо, увековеченных в камне.'
Обратимся теперь к работам А. Горбовского: 'Археологическая экспедиция Дохени в 1924 году обнаружила в одном из ущелий Сев. Аризоны наскальное изображение странного животного. Оно было выполнено острым куском кремния. Сам Дохени считает, что это - изображение одного из видов динозавров - тиранозавра. Если сравнить наскальный рисунок с тем, как выглядит это животное согласно современной реконструкции, с мнением Дохени трудно не согласиться. Известно также изображение животного, которое знатоки считают стегозавром : Если выводы, делаемые на основании этой находки, правильны и ранний человек действительно был современником последних динозавров, то, очевидно, или отдельные представители динозавров вымерли значительно позднее, чем это считается, или история разумного человека уходит в прошлое еще дальше. Вернее всего, однако, предположить и то и другое.' В этом же ряду находится и сообщение, датированное 1969 г., о находке в горах Горозомза (Родезия) фермером Б. Парксом пещеры с древними рисунками бушменов. На одном из них изображен бронтозавр, выползающий из болота. Ученые подтвердили, что очертания чудовища действительно напоминают облик этого ископаемого ящера.
Невозможно обойти вниманием и историю, связанную с знаменитыми воротами богини Иштар в Вавилоне. Криптозоолог Николай Непомнящий пишет: ':стены ворот и дорожки покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают ряды степенно шествующих львов. Стены ворот сверху донизу покрыты перемежающимися рядами изображений двух других животных. Одно из них - мощный бык свирепого вида, второе... вот тут-то и начинается зоологическая головоломка. Обычно это второе животное называют вавилонским драконом, и это тот же самый зверь, который фигурирует под таким же наименованием в Библии. В клинописных надписях сохранено его вавилонское название - сирруш...
Барельефы сирруша имеют очень четкий контур и изображают узкое туловище, покрытое чешуей, длинный и тонкий чешуйчатый хвост и такую же длинную и тонкую чешуйчатую шею со змеиной головой. Пасть закрыта, но из нее высовывается длинный раздвоенный язык. На затылке видны кожистые уши, украшенные прямым рогом, служащим также и оружием. Возможно, что рога там два, поскольку на изображении тура-рими виден тоже лишь один рог. 'Очень примечательно, - пишет профессор Роберт Колдевей, - что, несмотря на чешую, животное имеет шерсть. Рядом с ушами с головы ниспадают три спиралевидные пряди, а на шее, там, где должен быть гребень ящерицы, тянется длинный ряд вьющихся локонов'. Но самая примечательная деталь - лапы. Передние похожи на лапы животного из семейства кошачьих (скажем, пантеры), а задние - на птичьи. Они очень большие, четырехпалые, покрыты крепкой чешуей. И вопреки сочетанию столь разных деталей, сирруш выглядит как живой, во всяком случае, совсем как изображенный рядом с ним рими, если не более естественно: Поначалу думали, что это, изображение животного из отряда ящеровых. Проф. Колдевей: пришел к заключению, что животное, если оно существовало, должно быть классифицировано как птиценогий динозавр. Осторожно подведя читателя к этому заключения, он вдруг заявил: Игуанодон, найденный в отложениях мелового периода в Бельгии, ближайший родственник Вавилонского дракона'.
Два самых таинственных библейских зверя появляются на этих воротах один над другим. Рими, не вызывающий доверия при всей его могучей силе, и дракон, которого держали в каком-то вавилонском храме и которому поклонялись горожане, пока Даниил не убил его. В конце концов было установлено, что рими - это тур. Ну а сирруш? Почему не посчитать его просто выдумкой? Сам Колдевей считает это маловероятным, поскольку изображение сирруша не изменилось за тысячи лет, что не свойственно другим созданиям вавилонян. В раннем вавилонском искусстве сирруш появился в узнаваемой форме, и его по-прежнему рисовали при Навуходоносоре, то есть около 604-561 годов до н.э. Современная наука может определить вид ящера, к которому принадлежал сирруш, хотя ископаемых останков точно такой же разновидности она не знает... Сирруш - либо точная копия чего-то известного вавилонянам, либо чудо воображения, совпавшее с реальностью. Но это не 'реконструкция'. Кроме того, нигде вблизи Вавилона не обнаружено кладбищ костей динозавров... Нас не должен волновать тот факт, что это животное вряд ли встречалось в природе даже во времена древнего Вавилона. Рими в те времена тоже вымерли в Месопотамии, но они еще 20 столетий жили в Европе. Для вавилонян рими был 'чудовищем из дальних стран'. То же самое можно повторить о сирруше...
Если открыть 30-й том Полного собрания русских летописей, там под 1582 г. можно найти удивительную запись: 'В лето изыдоша крокодилы лютии звери из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день...'
Вот еще одна запись того времени. Она сделана агентом Английской торговой компании Джеромом Горсеем. В 1589 году он в очередной раз ехал в Россию и в Польше стал свидетелем невероятного: 'Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился...'
В Мазуринском летописце, носящем программное название 'Книга, глаголемая летописец великия земли Росиския, великого языка словенскаго, от коле и в кои лета начаша княжити', читаем, что 'Великий князь Словен поставил град Словенеск, ныне называемый Великий Новгород. С того времени новопришельцы скифы начали называться словенами и реку, в озеро Ильмень, впадающую назвали по имени жены Словена Шелони. Именем же его младшего сына Волховца назвали Оборотню протоку, которая истекает из Волхова и ниже впадает в него вновь. Больший же сын Словена был бесоугодник и чародей и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого зверя крокодила, залегал в реке Волхове путь водный и непокоряющихся ему которых пожирал, которых опрокидывал и топил...' Нечто напоминающее крокодилов встречается и в воспоминаниях ватиканского посла в России австрийца Сигизмунда Герберштейна, приезжавшего в нашу страну в 1517 и в 1526 годах. Вот его слова: 'Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным и жирным телом... с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище'...
Неведомый крокодил, получивший на этот раз имя 'Арзамасский монструз', вновь объявился в России в начале XVIII в. Свидетельства об этом странном событии было обнаружено в архиве города Арзамаса: 'Лета 1719 июня 4 дня. Была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли... И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И, помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и разных чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином....' Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым. Посылка, очевидно, не дошла до Петербургского музея. Природа 'монструза' осталась неразгаданной.
Есть и другой ряд находок, способный пролить свет на интересующую нас проблему. Так, в русле Пэлэкси Ривер в Техасе сохранились четкие окаменевшие следы динозавра (речное дно в это месте существовало в меловом периоде). И тут же, совсем рядом, обнаружены отпечатки ног человека!.. Палеонтолог К.Н. Догерти установил, что здесь в так называемой 'Долине великанов', имеются сотни отпечатков лап ящеров различных видов - и повсюду рядом с ними встречаются следы человеческих ног. Следы в Пэлэкси Ривер не единственный пример. Американский геолог Г. Бурру еще в 1931 году сообщил о находках отпечатков человеческих ног в слоях, возраст которых составлял... 250 млн. лет! Десять подобных следов он обнаружил в нескольких милях к северо-западу от Маунт-Вернона... Фотографии, выполненные Бурру, неопровержимо доказывают, что там, где подошвы оказывают обычно наибольшее давление, песчинки спрессованы сильнее, чем между пальцами ног и под сводом стопы. Не мог же таинственный мистификатор изменить структуру песчаника! Нет, эти пятипалые отпечатки совершенно бесспорно свидетельствуют о человеческой стопе длиной 24 и шириной 10 см.
Отечественным аналогом находок в Ике, Акамбаро и Тиауанако являются предметы, относящиеся к искусству металлической пластики, условно именуемому 'пермским звериным стилем'. В Приуралье, главным образом по берегам Камы и ее притоков, издавна находили отлитые из бронзы диковинные бляшки с хорошо различимыми фигурками людей с лосиными и птичьими головами, птиц с человечьими ликами на груди, каких-то фантастических животных... Авторами этих изображений были литейщики легендарного племени чудь, населявшего когда-то север. Весь мир в их представлении делился на три яруса: верхний - небесный, средний - земной и нижний - подземный или подводный. Главным 'хозяином' последнего является существо, 'могущее жить и двигаться одинаково удобно как в воде, так и на суше'. 'Ящер' - так метко окрестил его 100 лет назад Ф. Теплоухов - непременный участник композиций 'шаманской' бронзы. В книге А. Спицына 'Шаманские изображения' приведено свыше сотни рисунков 'чудских образков' с изображением ящеров. И везде они в движении, у всех открыта пасть, они 'дышат', они 'живут', глаза у всех открытые, зрячие!
Интересную характеристику ящеров приводит Д. Анучин: '...среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженные рогом и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями вдоль спины и оканчивающимся более или менее коротким хвостом. Зверь этот... изображался в виде отдельных фигурок или в подножии антропоморфных и зверовидных фигур 'образков', как бы заменяя собою землю; по-видимому, он и представлялся живущим на земле...' Согласно чудским верованиям владыкой нижнего мира был Куль-Отыр. В переводе коми-пермяцкого языка 'куль' - водяной черт, 'отыр' - люди, народ.
Как правило, ящер служит подножием человекообразных фигур (сульде), с которыми представляет подчас сложную композицию. На великолепной поделке, найденной на Каме близ деревни Ныргында, изображен 'огромный, весьма типичный ящер, длинный, изогнутый, с коротким пушистым хвостом и короткими лапами; на сильно вывернутой нижней челюсти и на шее волоса, верхняя челюсть иззубрена'. На ящере сидит человек с раскинутыми руками-крыльями, голова и руки его переходят в лосиные головы, а те, в свою очередь, в птиц... Это удивительное произведение безвестного древнего ваятеля относится ко времени рассвета пермского звериного стиля (VIII-IX вв.).
В ряде случаев загадочной рептилии отводится главное место в композиции. Вот два изображения, найденные в дер. Подбобыке Ныробского р-на Пермской обл., на левом берегу реки Колвы. Одно из них красочно описал Ф. Теплоухов: 'Животное это представляет собой нечто среднее между зверем и рыбой, в общем же напоминает собою отчасти большую ящерицу или крокодила. Тело этого чудовища, как и форма его головы, делает его похожим на рыбу, но глаза и ноздри похожи скорее на звериные. Кроме того, нижняя челюсть длиннее верхней и ей придана форма загнутого вверх рога. Другой такой рог помещен на затылке. Ноги короткие, в виде человеческих рук, а хвост подобен рыбьему, поставлен вертикально'.
...Перед нами изображение удивительных существ, во многом схожих между собой: массивное приземистое тело на коротких лапах, хвост, роговидный выступ на морде, вдоль спины чешуйчатые наросты - признак пресмыкающихся. Ящеры присутствуют не только в сложных религиозных композициях пермской металлопластики, где их образ заметно упрощен и стилизован. Имеются отдельные изображения, очевидно, родовые тотемы, где таинственное животное 'выписано' гораздо более детально...
Возможные контакты человека с 'доисторическими чудовищами' устойчиво отложились в людской памяти. В местном фольклоре ящеры трансформировались в сказочных змеев и драконов... Изображения ящеров встречаются даже на русских прялках. Так, на прялках с широкой ломпаской для привязывания кудели нередки изображения солнца, к которому снизу тянется ящер. Поражает, как тщательно и рельефно вырезано чудовище; тело его извивается, как у змеи.
Ящер не был придуман, в этом не было необходимости, как не нужно было придумывать другие образы: лосей, медведей, птиц и т.п. Это были живые представители фауны, некогда окружавшей человека.
Хранитель
Наша цивилизация - это цивилизация науки. Это значит, что главное для нее - знания и их целостность. Наука, Science - это всего лишь латинское слово, означающее 'знание'... Знание - вот наша судьба.
Джекоб Броновски
Культы, связанные с фигурой змея, представлены на нашей планете повсеместно. В большинстве из них, змей выступает не только как хранитель, тайного 'знания', но и в качестве связующего звена между 'знанием' (часто символически изображаемым в виде материальных сокровищ) и собственно человеком.
В ряде случаев змей выступает в роли хранителя некоего особого оружия: 'Под морем под Хвалынским стоит медный дом, а в том медном доме закован змей огненный, а под змеем лежит семипудовый ключ' от богатырской сбруи (вооружения). 'В той збруе, говорит ратник, не убьют меня ни пищаль, ни стрелы', и слово заклятия направлено на то, чтобы добыть ее из-под огненного змея.
Герои народного эпоса - богатыри совершают сверхъестественные подвиги силою именно этого чудесного оружия. Так меч-кладенец обыкновенно выкапывается богатырем из-под высокой горы, где он лежит скрытый от людских взоров, как драгоценный клад; в этой же горе таятся и золотые клады мифических великанов, змеев и карликов.
'...Жестоко ошибаются исследователи вроде Фробениуса, которые утверждают, что благой змей свойственен восточной Азии, а змей-враг - Европе, - писал В.Я. Пропп. - Благой змей, змей-податель есть первая ступень змея, обращающаяся потом в свою противоположность. Европа и Азия здесь ни при чем... от змея (из змея)... в обряде выходит охотник, в мифе - великий охотник, великий шаман. Оттуда же приносится первый огонь, а при появлении земледелия - первые плоды земли, оттуда же идет и гончарное искусство. Далее оттуда же будет следовать и великий вождь... Такой благой змей (податель магического знания и могущества) в репертуаре сказки уживается с врагом рода человеческого, чудовищем, которое надо уничтожить... Штернберг неоднократно говорит о дуализме в представлениях о змее. Этот 'дуализм' получился в процессе развития представлений о змее. Есть не два разных змея, а две ступени его развития. Первоначально благой змей превращается затем в свою противоположность. И только тогда возникает представление о змее-чудовище, злом змее, которого надлежит убить, и образуется тот сюжет змееборства, который развивается в истории не сам по себе, не эволюционно, не имманентно, а вследствие противоречия своих первоначальных смысловых форм новым формам общества и его культуры'.
Мы склонны разделять точку зрения В.Я Проппа. В Европе, в Азии или в каких бы то ни было других регионах речь идет не о двух различных змеях, но об одном и том же. Действительная разница, заключается в оценке или если угодно, переоценке змея, и 'даров', приносимых им человеку.
Одним из древнейших текстов, где змей фигурирует в качестве источника 'знания', является египетская сказка 'Змеиный остров'.
Герой сказки, потерпев кораблекрушение попадает на некий остров Ка, где происходит его встреча с 'последним' змеем, хозяином острова. Змей, что характерно, проявляет особенную осведомленность о дальнейшей судьбе героя. Всячески располагая к себе героя, он предлагает ему историю гибели своих собратьев. 'Всего нас было семьдесят пять змей - моих детей вместе с моими собратьями. Не стану упоминать тебе о юной дочери, которую я вымолил себе. Внезапно упала звезда, и они были охвачены ее пламенем4 . И случилось так, что меня не было среди них. Я (едва не) умер из-за них, когда нашел вместо них только гору трупов'. Герой обещает довести эту историю до сведения государя, и воздать змею пышные почести. На что змей сообщает ему, что 'после того как ты удалишься отсюда, ты никогда больше не увидишь этот остров, который превратится в волны'...В полном соответствии с предсказанием змея за героем сказки приходит корабль. 'Затем, - говорит рассказчик, - он дал мне груз для корабля, состоявший из мирры, хекену, иуденеб, хесаит, тишепес, шаасех, черного притирания для глаз, хвостов жирафы, большой кучи ладана, слоновой кости, охотничьих собак, мартышек, павианов и всевозможных (других) ценных предметов. Затем я погрузил их на этот корабль'. Не лишне напомнить, что под 'материальными сокровищами' подразумевалось нечто иное, обладающее куда как большей ценностью... В тексте сказки присутствует ряд элементов (проведение ночи в одиночестве, 'открытие лица', перенесение в пасти змея - мотив 'поглощения' и др.), предполагающих инициатический характер пребывания героя на острове.
Хочется обратить внимание и на другой немаловажный момент. Дело в том, что герой сказки терпит кораблекрушение и чудесным образом спасается на острове, находящемся в Красном море. А ведь именно Красное море входит в т.н. 'сероводородный пояс'...
Обратимся теперь к знаменитому своду сказок, рассказов и повестей, известному как 'Тысяча и одна ночь'. Ю. Стефанов указывает: 'Тысяча и одна ночь' - это прежде всего художественно-эзотерическая энциклопедия для простого люда'.
Так, например, 'Рассказ о Хасибе и Царице Змей' в сказочной форме повествует о посвящении героя в сокровенные знания, причем в двух вариантах: через тотемное существо (змею) и через книги.
Сюжет посвящения героя через священные книги типологически более поздний. Укажем на египетский образ Священной Книги Тота, которая, согласно мемфисскому 'Сказанию о Сетни-Хемиасе', хранилась на дне Нила в многочисленный ларцах, заключенных в железный ящик. Его охранял исполинский змей.
Перенесемся теперь в Индию - Ниланагу, или Синему нагу, приписывается авторство реально существовавшей книги 'Ниламатпурана'. Эта книга, по утверждению ученых, была написана (записана) в VI-VII веках н.э. Из нее можно узнать, как после осушения богом Вишну древнего озера Сатисара возникла Кашмирская долина, покровителем и королем которой был назначен Ниланаг. Он жил в подземном дворце в Гималаях, носил сверкающую корону и одежду, шитую драгоценными камнями. Над его короной поднимался змеиный капюшон. Покровитель Долины был мудр, владел тайными знаниями и искусством магии. Свои первые наставления жителям в вверенной ему долины наг передал через брамина Чандрадеву. По особым дням, установленным Ниланагом, жители Долины молились в святилищах и алтарях божеству архитектуры Васту, узорам, вышитым искусными ремесленниками, актерам, дававшим представления, музыкальным инструментам и... книгам.
Особую благосклонность и расположение наги испытывают к буддизму. В мифологии махаяны распространены легенды, повествующие о том, как известный философ Нагарджуна (в самом имени уже присутствует намек на некую особую связь с нагами) добыл у нагов сутру 'Праджняпарамиту', которая ими охранялась до тех пор, пока люди не 'созрели' до ее понимания...
В китайской мифологии змееподобные брат и сестра, Фу-си и Нюй-ва, фигурируют в качестве прародителей человечества. Именно Фу-си, подарив людям огонь, научив их охоте и рыболовству, объяснив как варить мясо, установив правила женитьбы, 'озарил землю светом 'небесной мудрости': заменил узелковое письмо иероглифическим и создал универсальную систему из восьми триграмм. На лубочной картине Фу-си изображен в виде индийского Чакравартина. Вместо колеса нидан он держит в руках восьмиугольник с триграммами, в центре которого эмблема 'ян-инь'; восемь румбов и ось.
Первый целый череп пекинского человека - Человека прямоходящего, чья жизнь, очевидно, была связана с использованием огня, - был найден в конце 1929 года в Китае, в месте, носящем название 'Гора Драконов'. Выделим также еще два любопытных момента. По легендам и изображениям, на голове у Фу-си росли небольшие рожки. На погребальном камне Наньяна, Фу-си и Нюй-ва предстают с наугольником (Фу-си) и циркулем (Нюй-ва) в руках, выпростанных из обшлагов халатов.
В славянском да и вообще европейском традиционном сознании рога (как и запах серы) являются непременными атрибутами 'нечистого'. К слову сказать, драконы в Китае всегда изображались рогатыми, так же как впрочем, и в Мексике и Перу, где рогатые змеи являются символами высшего божества.
Относительно же изображения на погребальном камне Наньяна, отметим, что данная символика (циркуль, наугольник), совпадает с масонской. Характерно, что основательница теософского движения Е.П. Блаватская, считала Фу-си... создателем масонской мудрости.
Известно, что масонство восходит своими корнями к строительным коллегиям или братствам. В связи с этим, интересно, что китайские города и храмы закладывались на квадратном участке, разбитом на девять частей. Такая планировка основана на идее магического квадрата Ло Шу. Существует предание, что этот квадрат был явлен легендарному императору Ю. Он стал первым человеком, который смог укротить могучий поток реки Ло, и знание магического квадрата стало наградой за его техническое мастерство.
Текст данного предания по ряду составляющих перекликается с масонской легендой об Адонираме (путешествие в подземный мир, встреча с мифическим первопредком, получение даров - инициация и т.д.). Характерно, что великий Нефритовый Император, передавший Ю магический квадрат, описывается как 'создание с головой змеи и телом человека'.
Обратив взгляд на другую сторону Атлантики, мы также неизбежно столкнемся с целой плеядой 'богов-просветителей', непосредственно связанных с различными областями знания, как то: Виракоча, Кецалькоатль, Вотан, Гукумац, Кукулкан, Ицамана.
Г. Хэнкок пишет следующее: 'В Андах Виракоча путешествовал под разными именами. То же делал и Кецалькоатль. В некоторых районах Центральной Америки (особенно у майя-киче) его называли Гукумац. В других местах, например, в Чичен-Ица, его знали как Кукулкана. Когда оба эти имени перевели с местных наречий, оказалось, что они означают в точности одно и то же: Пернатый Змей. Кстати, также переводится и Кецалькоатль.
Были и другие боги, особенно у майя, чье описание очень близко к описанию облика Кецалькоатля. Один из них, великий просветитель Вотан, был, по описаниям, тоже светлокожим, бородатым и носил длинную рубаху. Ученые не смогли перевести его имя, но его символом, как и у Кецалькоатля, была змея. Другим родственным божеством был Ицамана, бог врачевания майя, тоже бородатая личность в длинной рубахе; его символом была гремучая змея.
Отплытие Кецалькоатля из Мексики также выглядит достаточно странно: утверждают, что он отплыл 'на плоту из змей'... Похоже, что, судя по преданиям... Кецалькоатль (он же Кукулкан и пр.) был не одним лицом, а несколькими людьми, прибывшими из одного места и принадлежавшими к одному, но явно не индейскому этническому типу (борода, светлая кожа и т.д.). В пользу такой гипотезы о существовании целого семейства родственных, но слегка различных богов с общим символом змеи говорит, в частности, то, что, согласно многим источникам, Кецалькоатля - Кукулкана - Ицаману сопровождали 'спутники', или ' помощники'.
В некоторых мифах, которые приводятся в сборнике древних религиозных текстов майя 'Книги Чилам - Балама', сообщается, что первыми жителями Юкатана были 'Люди Змеи'. Они приплыли на лодках с востока во главе со своим вождем Ицаманой, 'Змеей Востока' - великим лекарем, который мог лечить наложением рук и оживлял мертвых.
Подобно своему задолго до того исчезнувшему близнецу, белому и бородатому андскому богу Виракоче Кецалькоатль, как говорят, принес в Мексику все ремесла и науки, необходимые для перехода к цивилизованной жизни... Верили, что он принес в Центральную Америку письменность, изобрел календарь и был блестящим строителем, который научил людей секретам каменной кладки и архитектуры. Он был отцом математики, металлургии и астрономии; про него говорили, что он 'измерил землю'. Он также явился родоначальником продуктивного земледелия, открыл и внедрил кукурузу - основу жизни в этих краях. Великий врачеватель, он был покровителем лекарей и чародеев, 'открыл людям загадочные свойства растений'. Кроме того, он был почитаем как законодатель, покровитель ремесел и искусств... '
Все изложенное в данной главе является пространной иллюстрацией к Быт. 3:15: 'и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать в голову, а ты будешь жалить его в пяту.' Змей мудр. Знание - вот его оружие. Противостояние змея и человека не ограничивается актом первоначального грехопадения. Оно с него только начинается.
По этому поводу мы полностью разделяем точку зрения В.Г. Иванченко: 'Человек принимается за переустройство мира и осуществляет то, чего змей не может сделать сам... Не этот ли творческий союз с драконом китайцы называют 'фу' - счастьем? (В устах русского 'фу!' означает другое.) Посмотрите вокруг, на плоды рук человеческих - на загубленную природу, дьявольскую технику, деградировавших людей...'
————————————————————————————————————————
4 Роман Багадасаров упоминает о том, что исполины (отождествляемые с гигантами античной мифологии, полуангелами-полулюдьми Библии (Быт. 6. 1-4), волотами или змиеногами православной традиции Руси) были уничтожены на обширной территории от некой 'Кельтской земли' до Иордана в результате нисхождения огненного шара. В 'Метаморфозах' Овидия символом этой катастрофы служило падение Фаэтона. В библейской хронологии, огненная крада предшествовала Потопу, явившемуся следующим шагом Творца по искоренению мятежного отродья.
Фактор Оборотня
Говоря о нагах, мы уже упоминали о том, что они могли по желанию менять свой внешний облик и часто появлялись среди людей в человеческом образе. Так, например, дабы предотвратить поголовное истребление змей и исполнение древнего проклятия в полной мере, на совете змей принимается следующее решение: 'К царю мы придем как советники, слуги./ Окажем его государству услуги.../ ...А если он хитрых речей не оценит,/ А если сожжения змей не отменит,/ То мы позовем остроумного змея,/ Который, как бы о владыке радея,/ Предстанет как жрец, с ним согласный во взглядах/ И сведущий в жертвенных сложных обрядах./ Войдя к властелину в доверье сначала,/ Вонзит в Джанамеджаю грозное жало.../ ...Мы станем жрецами, - сказали вельможи, -/ К владыке придем, с многомудрыми схожи...' (Махабхарата [Сожжение змей]).
Это чрезвычайно важный момент, ибо на этом частном примере можно говорить о методологии влияния на человеческую среду изнутри (путем непосредственного внедрения в человеческие структуры власти). Следующим элементом данной стратегии, является вступление отдельных представителей змеиного рода в более тесные контакты (брак) с некоторыми влиятельными лицами, как то: цари, мудрецы, герои, плодом которых являлись не менее, а то и более пассионарные (в терминологии Л.Н. Гумилева) личности. Так, на девушке-нагини женился герой Махабхараты Ашваттхаман, сын Дроны; царевна-нагини Улупи была женой Арджуны, а нагини Кумудвати - женой Куши, сына Рамы. Считается, что и Гауатама Будда происходит от змеиной династии, через род Нагов. Наги были прародителями целых кланов. От нагов вели свое происхождение раджи Бхадрава. Мудрецы - риши, и наги были божествами гималайской долины Кулу. Австрийский ученый Вогель отмечал, что риши в Кулу, 'странно сказать', считается нагом'.
Заметим в скобках, что именно с этой долиной теснейшим образом была связана жизнь и деятельность нескольких поколений семьи Рерихов, чья неоднозначная роль в истории заслуживает отдельного исследования.
В мон-кхмерской мифологии наги также могут превращаться в красивых женщин. По одному из мифов, основатель кхмерского государства Прах Тхон смог проникнуть в их мир, сидя на дереве, которое каждую ночь опускалось под землю. Там он женился на дочери их царя, который дал ему сампот (поясную одежду) с изображением нагов. В старину жених должен был дарить невесте такой сампот.
Прежде во времена брачной церемонии жениху и невесте немного подпиливали передние зубы, чтобы они не смогли превратиться в нагов. Женщина-нагини - центральный образ кхмерских династийных (!) мифов. Согласно одному из них, кхмерский король должен был проводить ночи вместе в многоглавой нагиней и от этого зависело благосостояние страны.
По средневековым лаосским манускриптам, существует пятнадцать царей нагов (прайя нак). Они живут у слияния рек, на порогах и могут превращаться в людей.
Согласно китайской мифологии драконы, поселившиеся в ограниченном кругу мира смертных, так же часто пребывали в человеческом или зверином обличии, непременно сохраняя, впрочем свое драконье естество.
Дракон стал символом милосерднейшего из людей - императора. Будучи связанными с драконами гораздо ближе, чем их подданные, императоры Китая так и назывались - 'дракон' (Пендрагон - титул древних кельтских вождей и первых британских королей, также буквально означал 'Главный дракон' или 'Голова дракона'). Считалось, что в жилах их течет драконья кровь и что драконы состоят у них на службе. Родство с драконами нашло отражение и в императорских регалиях: трон, корабль и даже постель императора Китая традиционно украшались изображениями драконов, причем особых - лишь у императорских драконов на лапах было по пять пальцев.
Танцуя в своих дворцах, драконы являлись то в своем исконном облике, в виде рогатых покрытых чешуей змеев с когтистыми лапами и гребнем вдоль спины, то принимали человеческое обличье (при этом ни один земной князь не сумел бы сравниться с ними пригожестью, умом и храбростью, а взор их был мудр и вместе с тем весел). Во всяком случае так считали крестьяне, которым, надо сказать, драконы никогда не показывались. Разговаривать с драконами доводилось опять же лишь императорам да искателям приключений.
Аналогичные представления мы встречаем и на Американском континенте. Так прародительница муисков Бачуе, является нам в образе змеи. Змея считалась прародительницей рода у хопи. Более того, сами хопи непосредственно идентифицировали себя с этим пресмыкающимся и даже называли себя змеями. Примечательно, что даже маленькие дети безбоязненно играли с ядовитыми змеями, а те не кусали их. Женщины хопи считали, что они вступают в связь со змеями и рождают от них детей.
Индейцы кечуа в Центральной Америке утверждают, что их предки из исчезнувшей земли 'были змеями', покрытыми волосами, такой же культ змей, как своих предков мы видим в Африке, причем прародина этих людей также считается 'съеденной морем'. Аналогичные этим представления о Змеедеве-прародительнице мы встречаем у скифов, а позднее и русских (детально данный вопрос освещен в работе Р. Багдасарова).
Змей вообще занимал ключевое положение в пантеоне американских богов. Майя называли свою державу 'Королевством Великого Змея'. Первосвященника, руководившего у майя отправлением религиозных обрядов в каждом из городов-государств исследователь Диссельгоф называет 'князем змей'. Князь змей следил также за воспитанием детей высшей знати и 'читал лекции' подчиненным жрецам, т.е. был высшим теологом. Помимо религиозных знаний, он преподавал жрецам основы иероглифического письма, астрологию, астрономию и т.д. Степень почитания змея, с которой мы сталкиваемся на Американском континенте, возможно сравнить разве что с аналогичным почитанием дракона в Китае, или же почитанием нагов в неариизированной Индии.
В славянской мифологии весьма широко представлены сюжеты, связанные с перевоплощениями змея. Одна из главнейших ролей здесь принадлежит огненному, летучему змею. Цикл мифов об Огненном Змее отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о свв. князе Петре и княгине Февронии Муромских, русских былинах и заговорах, а также в древнеславянских преданиях. Там змей изображается то как чудовищный зверь, то как великан, что вызывает определенные ассоциации с греческими змееногими гигантами. Народные поверья приписывают змею демонические свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водою, наделяют его способностью изменять свой страшный чудовищный образ на увлекательную красоту юноши. Змей может вступать в брачные отношения с приглянувшейся ему красавицей (или насиловать ее).
В немецких сагах, изданных бр. Гримм, мы встречаем предания о заговоренной деве, с золотой короной на голове и длинными косами, ниспадающими до земли; ниже пояса она имела вид змеи, и могла быть избавлена от этого превращения только при условии, чтобы целомудренный юноша трижды поцеловал ее. С преданиями о змеиной деве родственны славянские сказки о вещей царевне, превращенной в гадину, или же в лягушку, жабу. 'Есть молодцы зазорливые, говорит устное предание о летучих змеях, которые умеют прикидываться по змеиному и по человеческому'. В одной русской сказке змей представляется человеком со змеиной головою: 'с виду змей - богатырь, а голова змеиная'; то же представление известно и у поляков.
Особо подчеркнем то, что подобные изображения человека с головой змеи встречаются не только у славян. Так в одном из могильников Ура, среди 32 глиняных чаш было найдено несколько женских фигурок. Со вкусом вылепленная грудь безупречной формы, тонкая талия, длинная юбка, ниспадающая вдоль стройных ног, и... змеиная голова. Аналогично этому фигурка из обожженной глины, найденная в поселении Чатал-Хююк на плодородной Конийской равнине, в 11 километрах к северу от г. Чумра, относящаяся к Эпохе Эль-Обейда (около 4000-3700 гг. до н.э.), которая изображает мать и ребенка с человеческим телом и головой змея. В Египте, в погребальном папирусе жрицы Неситанебетишеру (ок. 950 г. до н.э.) мы также встречаем изображение женщины со змеиной головой. В гробнице Сети I, среди многочисленных изображений змеев с головой человека, змеев с ногами, крылатых змеев и их разнообразных комбинаций есть мужская фигура с двумя змеиными головами.
Но вернемся к славянской мифологии. Плодом нецеломудренных связей жен со змеями бывают не обыкновенные дети, но богатыри-кудесники. Припомним Тугарина Змиевича и Волха Всеславовича. Вещему Олегу также приписывалось происхождение от змея. Подобные аналоги встречаем и в античной истории. Так, об Александре Македонском говорили, что он родился от огромной змеи, которую часто находили в спальне его матери, и которая тотчас же уползала и скрывалась, как только показывались люди (Плут. Ал., 2.). Светоний рассказывает, что народ почитал Августа за сына Аполлонова и приводит следующий эпизод: однажды его мать заснула в храме, посвященном Аполлону; пользуясь ее сном, явился змей (дракон) и совершил с нею соитие, плодом которого и стал 'божественный' Август.
Рожденные от змея обладают комплексом особых качеств, одно из которых оборотничество. Так, богатырь Волх Всеславович с детства учился трем премудростям: оборачиваться ясным соколом, серым волком и гнедым туром-золотые рога; далее былина рассказывает, что он оборачивался горностаем и мурашкою. Древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (ХI в.), рожденном от огненного змея, говорит о том, что тот мог оборачиваться волком и другими животными, в т.ч. птицей; совершал подвиги, используя способности превращения себя и своей дружины в животных.
В славянской мифологии человек-оборотень, обладающий способностью превращаться в волка - волкодлак или волколак. Считалось, что волкодлак после смерти становится упырем, или как сказали бы мы сейчас вампиром. Исходное же звено этой чудовищной цепи - змей.
В сербских верованиях часто змей по своей святости не уступает Богу и святым угодникам. По черногорским представлениям, именно от змея произошла почитавшаяся сербами и черногорцами российская императорская фамилия. В связи с этим уместно обратиться к апокалиптическому образу последнего (перед Концом Света) царя - Михаила, который кроме 'Откровения' Мефодия Патарского встречается также и в др. эсхатологических текстах (например, в апокрифическом 'Видении Даниила'). Согласно пророку Даниилу, явление Михаила символизирует Конец Мира (Дан 12:1-2.). В интерполированной русской редакции Михаил является дважды, причем редактор выводит его с острова нагомудрецов, что близ рая. (Как известно последний русский царь - Император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила Александровича...)
В большинстве случаев, однако народные сказания отождествляют змея с сатаной. Или же подчеркивают его особую связь с ним. Так, например, чехи думают, что обыкновенные змеи ниспали с неба вместе с низверженными оттуда ангелами.
В.Я. Пропп подробно анализирует сложную систему табу которая некогда окружала царей, верховных жрецов и их детей, а также девушек: 'Заключенные не должны видеть никого, и их лица также никто не должен видеть... Забота о сохранении царя сама основана на древнем... представлении, что воздух начинен опасностями, силами, которые в любой момент могут разразиться над человеком...
В сказке страх, правда, часто бывает неопределен, но столь же часто он определен и точен: боятся существ, которые могут похитить царских детей. Этот страх в преломлении сказки создает заботу о царских детях и выливается в художественную мотивировку беды, наступающей за нарушением запрета. Достаточно царевне выйти из своего заключения погулять в сад, подышать свежим воздухом, чтобы 'откуда ни возьмись' появился змей и унес ее. Короче, детей оберегают от похищения. В качестве же основного главнейшего похитителя выступает змей'.
Мы согласны с приведенной выше трактовкой мотивов заключения, хотя в ряде случаев изоляция могла происходить с целью сокрытия истинного необычного облика изолируемого. Этим же может и объясняться запрет на обычную пищу.
Все изложенное тем или иным образом связано с перевоплощениями змея. Остановимся теперь на его способности быть невидимым для человеческих глаз.
В Южной Франции существует легенда, согласно которой, дракон, живший в реке Роне, близь города Бокер, периодически наведывался на городской рынок, где невидимый для 'вечно спешащих куда-то горожан', подстерегал свою добычу в виде, оставленных без присмотра детей. Лужичане верят, что змей несется по небу с такой быстротою, что глаз не успевает за ним следовать.
Чтобы понять природу данного качества, обратимся к работе В. Мамонтова: '...с огромной скоростью реализующаяся способность человека осознавать или анализировать информацию, поступающую к нему с гораздо меньшей скоростью через чувства, позволяет ему ясно видеть не совсем, казалось бы, ясное. Например, когда информации много, то это эквивалентно очень большой скорости ее поступления, человек теряет способность ее анализировать.
Представим себе на минуту, что период изменений в сознании человека происходит не за ничтожные доли секунды, а длится также долго, как длится наблюдаемый извне период изменений в растениях: несколько недель и месяцев. Тогда человек увидит только изменения в минералах и в самом себе и практически никак не сможет наблюдать жизнь животных. Причина - сверхподвижность животных по отношению к человеку будет эквивалентна для него их исчезновению'.
В ряде восточных школ существуют определенные методики, связанные с кратковременным ускорением хода внутренних процессов, когда молниеносное движение человек, находящийся в этом состоянии воспринимает как фрагмент замедленной съемки. В другом случае скорость биологических процессов наоборот несколько замедляется. Человек в этом состоянии начинает 'слышать' мысли других людей, передвигать предметы, не прикасаясь к ним, управлять людьми, подменяя их мысли своими и делать многие другие 'невероятные' вещи.
Таким образом, в отношении интересующего нас качества следует говорить о жизненных процессах, где фазы различных состояний равновесия отстоят друг от друга на отрезках времени, на несколько порядков меньших, чем необходимо для восприятия. Переход в подобные состояния не является для биологического существа чем-то принципиально невозможным.
В связи с этим необходимо упомянуть о работах итальянского исследователя Лучиано Бокконе (аналогичными исследованиями занимались также румынский инженер Флорин Георгиц и американский ученый Тревер Джеймс Констебл), связанных с визуализацией невидимых частей спектра.
Основной объем информации об окружающем мире поступает в мозг по зрительному каналу. Мы окружены океаном электромагнитных колебаний, частот самых различных характеристик и параметров. И наш глаз воспринимает в этом гигантском океане лишь маленькую, узкую его часть, т.н. видимую часть спектра. Все, что лежит за пределами этого спектра, мы не видим, а значит, никакой информации не получаем. Остальные каналы информации также ограничены. Звук, т.е. колебания воздушной среды, ограничен в частотном диапазоне. Это еще раз подтверждает, что мы воспринимаем лишь малую часть того разнообразного мира, который нас окружает. Исследовательская группа Лучиано Бокконе использовала методики, позволившие фотографически зафиксировать именно эти, остающиеся за пределом восприятия человеческого глаза, участки спектра. В ходе работы было фотографически документировано наличие в нашей атмосфере и на почве структур со световыми, тепловыми, магнитными и лучистыми свойствами, живущих 'за пределами' нашей физической природы, способных изменять свою плотность и переходить от одной степени видимости к другой, от областей спектра, воспринимаемых фотопленкой, до полной физической плотности и видимости для нашего глаза.
Особый интерес и значение представляет для нас то, что в ряде случаев реакция собак, находившихся на базе исследователей, 'помогла' сфотографировать невидимые крылатые существа допотопной внешности, наблюдавшиеся недавно (уже в видимом диапазоне) на территории США.
Что же по этому поводу нам говорит Традиция? 'Но в мире есть также и сила другая:/ Обман осязанья, и выдумка зренья,/ И видимость мощи, и призрак творенья,/ Над истинной силой порой торжествует,/ И кажется всем, что она существует./ Случается так, что и тот ее хвалит,/ Кого она режет, и рубит, и жалит./ Влечет она многих, свой облик скрывая,/ Зовут ее майя, обманная майя!/ Смотрите на хитрость жестокого змея:/ Он змей своих вызвал и, майей владея,/ В подвижников праведных он превратил их...' (Махабхарата [Сожжение змей]).
Вспомним, что в христианской традиции 'древний змий, диавол' также наделяется способностью являться в разных обличиях и внушать своим жертвам видения 'того, чего нет на самом деле'. Так, что он прямо называется 'лжецом и отцом лжи' (Ин 8:44).
Обратим внимание на то, что в человеческое сознание внедряются образы, не отвечающие реальному положению вещей. Для этого вернемся вновь к работе К. Сагана: '... Классические исследования высших нервных функций головного мозга были проведены канадским нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом. Он воздействовал электрическим током на различные части коры головного мозга... В сознании пациентов возникали обрывки воспоминаний, они ощущали запахи, слышали звуки и видели цветные образы прошлого - и все это было вызвано действием слабого электрического тока на определенную точку их мозга...
В одном из экспериментов, когда электрическим путем стимулировали затылочную часть коры головного мозга, которая связана со зрением, пациент видел пархающую бабочку с такой убеждающей ясностью, что протянул руку с операционного стола, чтобы поймать ее. В аналогичном эксперименте, проводимом с обезьяной, животное внимательно всматривалось в нечто прямо перед собой, делая быстрое хватательное движение правой рукой, а затем в очевидном замешательстве исследовало свою пустую ладонь'.
Подведем итог - возможно воздействовать на определенные зоны человеческого мозга так, что у человека, испытывающего данное воздействие, возникают переживания, которые по своим характеристикам (вкусовым, обонятельным, осязательным) отвечают реальным переживаниям, хотя на самом деле таковыми не являются.
Обратимся к фактам хорошо известным, но слабо поддающимся Оккамову истолкованию в рамках сегодняшних фундаментальных теорий. В качестве примера предлагается микроскопический паразит - плоский червь-трематод, обладающий удивительным жизненным циклом и весьма необычным механизмом его обеспечения.
Всю свою жизнь трематод проводит в организме муравья, но размножается он в печени овцы. Оставляя в стороне вопрос о возможном эволюционном механизме выбора столь сложного жизненного пути, обратим внимание лишь на сложность задачи, которая встает перед трематодом, достигшим стадии размножения: из организма муравья он должен попасть в организм овцы; задача сложная, потому что овцы, как правило, муравьев не едят и специально за ними не охотятся. Для выполнения этой задачи трематод, достигший стадии размножения, проникает в мозг муравья 'и вынуждает свою жертву вести себя самоубийственным образом: порабощенный муравей вместо того, чтобы оставаться на земле, взбирается по стеблю растения и, замерев на самом кончике листа, поджидает овцу'. То есть 'можно с полным основанием сказать, что трематод 'завладевает' телом своего хозяина и вероятность того, что инфицированного муравья проглотит овца, по-прежнему оставаясь малой, становится максимальной'.
А каковы могут быть возможности расы, овладевшей такими и намного более совершенными технологиями управления?..."(с)
Литература:
Авеста в русских переводах, (1861-1996). СПб., 1998.
Агафангел, еп. Вятский Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением. Вятка,1860.
Акимушкин И. Исчезнувший мир. М., 1982.
Антонов А. Возвращение серпентоидов // Наука и религия. ? 9. 1995.
Анучин Д.Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древнее русское сказание 'О человецах незнаемых в восточной стране'. Археолого-этнографический этюд М., 1890.
Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М., 1997.
Асов А. Убежище Черноморского Змея // Наука и религия. ? 9. 1995.
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу (в трех томах). М., 1994.
Багдасаров Р. Неуместные боги // Волшебная Гора. ? VII.1998.
Бадж У. Легенды о египетских богах. 1997.
Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Калининград, 1994.
Библия. Синодальный перевод. М., 1995.
Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана. Киев, 1991.
Блинов М Посвящение Царицы Змей // Наука и религия. ? 8. 1993.
Бухарев А.М. Святой Иов многострадальный. Обозрение его времени, и искушения по его книге. М., 1864.
Джоан О/Брайан, Мань Хо Квок Фэн Шуй. М., 1997.
Бурганский Г., Фурдуй Р. Истребители динозавров древние люди?.. // Техника Молодежи. ? 9. 1982.
Валле Ж. Великие загадки Земли. М., 1995.
Виллис Р. Древняя галерея Акамбаро // Техника Молодежи. ? 10. 1971.
Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое Земли. М., 1986.
Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии. Ветхий Завет. Милан-Москва ,1992.
Горбовский А. Старые загадки истории и новые гипотезы.
Гусева Н.Н. Дао-дракон // Дельфис. ? 4(12). 1997.
Дмитрук А. Битва богов. Киев, 1996.
Эрих фон Дэникен Золото богов. М.,1998.
Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993.
Житие с акафистом св. благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским чудотворцам. М.,1997.
Задорожный В. Сколько нравов у змеи? // Наука и религия. ? 1. 1989.
Иванченко В. Змеиные тайны Алтая // Наука и религия. ? 9. 1995.
Иванченко В. Знак Пещеры // Ориентация. ? 4.1995.
Каган Р. Образ Левиафана в Танахе. М., 1997.
Карпенко М. Universum Sapiens (Вселенная Разумная). М., 1992.
Козырев Ф.Н. Искушение и победа святого Иова. Спб.,1997.
Криничная Н.А. Предания Русского Севера. Спб., 1991.
Кузовкин А. НЛО - невидимая реальность // Мы и НЛО. 1990.
Кузовкин А., Непомнящий Н. Феноменальное. Из летописи наблюдений. JOSSI 1991.
Р. Шваллер де Любич О символе и символическом. 1997.
Макридичев Б. Чудский ящер - реликт мезозоя? // Техника Молодежи. ? 7. 1984.
Мамонтов В. АЯ - вершина эволюции? // Природа и человек. ? 4. 1990.
Махабхарата. Рамаяна. М., 1974.
Медведев А.Н. Кунг-фу: Формы Шоу-дао: Истоки искусства Ниндзя. М., 1991.
Мейлах М.Б. Левиафан // Мифологический словарь. М., 1992.
Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1987.
Мифы исчезнувших цивилизаций. Саратов, 1996.
Мифы народов мира. Энциклопедия. М., Минск, 1994.
Мичелл Дж., Рикард Р. Феномены книги чудес. М., 1990.
Невозможная цивилизация? М. 1996.
Жерар де Нерваль История о царице Утра и о Сулаймане, повелителе духов. М., 1996.
Непомнящий Н. Экзотическая зоология. М., 1997.
Орлов А. О негативной карме сил добра // Волшебная Гора.? VII. 1998.
Парнов Е. Кольца змея. М.,1996.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 1996.
Пятикнижие Моисеево или Тора с русским переводом, комментарием, основанным на классических толкованиях Раши, Ибн-Эзры, Рамбана, Сфорно и других, и гафтарой. Иерусалим 5750 (1990).
Робертсон Б. АСТАР - Сектор 9. THETA-CLUB, 1997.
Саган К. Драконы Эдема. М., 1986.
Стегалин А. В начале были змеи... // Наука и религия. ? 4. 1994.
Сказки и повести Древнего Египта. Ленинград, 1974.
Флавий И. Иудейские Древности. Минск, 1994. т. 1.
Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций. М., 1997.
Шапошникова Л. Мудрость веков // Наука и религия. ? 10. 1989.
Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Том I. Книга Бытия. М.,1994.
Шемшук В. Наши предки. RUFORS, 1996., 1997.
Штекль А. История средневековой философии. М., 1912. -
Вы свою дипломную тоже "просто в интернете посмотрели"?
Это научная работа. Это несколько месяцев сидения в библиотеках (в том числе виртуальных), это анализ и систематизация. Не говорите глупостей.
И если нам требуется сотрудник именно на эту работу, значит мы по каким-то причинам не можем заняться этим сами, не так ли?
А небольшая подборка (статей в тридцать) для начала у меня и без вас есть. -
Alister LittleDrakon писала :Цитата ... :Будьте добры, озвучьте конечную цель. Что Вы намерены получить в результате решения означенной задачи?
1. Выяснить историю академического исследования змея-дракона (= какой объём работ уже был проделан, какие аспекты затронуты).
2. Выяснить сходство/различие змея и дракона, происхождение собственно дракона и его дальнейшую историю в связке или в отделении от змея.
Принимаются ли собственные разработки или же материал обязан браться из сторонних источников?
Предполагается ли издание готовой работы? Если да, то где?
Если нет, то какова дальнейшая судьба материала?
По факту сдачи какого объема материала и в каком виде работа будет считаться выполненной?
Какая предполагается оплата или иная компенсация приложенных усилий? -
-
пардон - ошибся) именно в Узбекистане - недалеко от городка Касансай! -
-
-
Повторяю свой запрос, сделанный в старт-посте. Также ищется человек, интересующийся драконами и готовый переводить иностранную литературу (диссертации, научно-популярные книги) на русский язык. Оплаты пока не подразумевается, всё на чистом интересе.
Юмористов-приколистов убедительная просьба не беспокоиться. Рынок сказочной литературы с драконологией-игрушкой богат, идите туда резвиться, там вам и колдуны, меряющие линейкой драконов, и всё прочее будет. Не мешайте исследовать реально существующие явления. -
-
Alister LittleDrakon писала : Ищется филолог/культуролог на выяснение одного весьма интересного вопроса: как эволюционировал образ дракона со временем? Пишите сюда или в личку.
А чем питаются исследователи Драконов? -
=Ай-Ти Тина= писала :
А вообще мифы - это красивая и интересная забава для историков и культурологов. Но не более, на крайняк детский районный кружок бы организовали...
Ну это смотря с какой стороны посмотреть..... Шлиман определил местоположение Трои читая Илиаду. Хотя его современники просто считали его сумасшедшим :)